Мысли о смысле...

Автор: 

Алек ХЛЕБОВ

То, что я здесь пытаюсь облечь в словесную форму, в общем-то всем известно и даже банально, но просто захотелось своим интуитивным духовным ощущениям придать вербальную оболочку. Словом, это то, что иногда всплывает в мыслях в виде вопросов, не имеющих однозначных ответов...

МЫСЛИ о СМЫСЛЕ (некоторые философские рассуждения, не претендующие на истину).     В жизни каждого человека бывают моменты и периоды, когда он неосознанно или преднамеренно задаётся вопросами о смысле существования всего живого на Земле, откуда и как всё появилось и куда движется, в чём смысл жизни человека и человечества, всех и каждого? Несмотря на то, что существует множество философских, теологических, естественно-научных и прочих теорий и учений, множество религиозных идеологий, однозначно ответить на эти вопросы очень не просто, тем более, что, пользуясь технократическим языком, «алгоритмы» воспроизводства жизни, при внешнем взгляде, функционируют «в автоматическом режиме» и появление новых особей происходит не зависимо от них... Нас, как говорится, не спрашивают. Казалось бы, что искать какой-то смысл в такой реальности бессмысленно. Но ведь он должен существовать, коль всё это существует? Самый простой ответ — смысл жизни в самой жизни, в её воспроизводстве и сохранении, причём воспроизводстве более совершенных и жизнеспособных реализаций. Может быть это и так для низших форм жизни, но для человека, кроме этого основного элемента, должны существовать и более сложные компоненты, связанные с интеллектуальной и духовной сферами. Вся история человечества наполнена стремлением осознать эти проблемы, найти ответы на эти вопросы. Однако движение и развитие из бесконечного прошлого в бесконечное будущее не может быть осознано на конечных временных интервалах и с помощью средств, имеющих конечные параметры. Как нельзя замерить, например, 3-х или 5-и метровой рулеткой стокилометровую (не говоря уже о бесконечной) длину одноактным действием. На почве такой неопределённости и возникли различные религии, с одной стороны, и стремления к непрерывному и системному познанию мира и жизни (науки) - с другой. И вот научные знания о мире, полученные на конечных временных исторических периодах, на конечных интервалах жизни поколений, складываясь, уплотняясь, переплетаясь и устремляясь в бесконечные пределы и содержат в своей основе истину о смысле жизни. Исходя из этого, смысл жизни человека (как разумного существа) состоит во всестороннем познании мира (от атома, нано- и микромира до мироздания, вселенной), в стремлении к совершенствованию и улучшению материальной, духовной, моральной и нравственной сфер существования в этом мире, в сохранении, воспроизводстве и продолжении жизни, устремлённой в бесконечность, к бесконечному совершенствованию и совершенству... В отличие от других животных, от растений и насекомых, где факторы смысла определяются только самой природой в форме естественного отбора, человек сам осознанно и осмысленно реализует свой интеллект, свой духовный потенциал, собственную волю к творчеству и совершенствованию на основе познания мира. Что касается души, то, если под душой понимать некий определённым образом структурно и частотно сформатированный энергетический комплекс (имеющий, по мнению некоторых учёных, и массу), то она бессмертна и вечна. Ведь энергия, в какой бы форме она ни существовала, не может просто бесследно исчезать даже после физической смерти человека. Это отмечено и доказано многими великими учёными, в частности, Ломоносовым. Поэтому душа продолжает жить и после смерти человека в его делах и свершениях, в памяти потомков. Именно в этом смысле чистые, светлые, праведные души бессмертны. По Ломоносову «энергия не исчезает и не возникает вновь, она лишь, преобразуясь и видоизменяясь, переходит из одной формы в другую». Возникновение новой энергетической сущности, воплощённой в душу новорождённого младенца, является результатом преобразования энергии любви родителей. От этой энергии формируется и импульс, приводящий к первому сокращению сердечной мышцы эмбриона. В этой связи пришли на память строки из одного моего стихотворения, согласующиеся с этой мыслью: ...Когда ж в безбрежности Вселенной Исчезну я, то где-то вновь Воскреснет, будучи нетленной, Основа сущего — Любовь. Интересным резонансом к сказанному является также фраза «Бог есть Любовь». Здесь следовало бы дать дифференцированное определение понятия «Любовь». Но все эти рассуждения становятся уж очень громоздкими, поэтому ограничимся общепринятым словарным значением этого слова. Таким образом, мы приходим к формуле, что «Основой всего сущего является Бог». Казалось бы, на первый взгляд, чисто идеалистическая формула. Но не будем торопиться с выводами. Всё зависит от того, какой смысл вкладывать в понятие «Бог»... Так или иначе, при обобщённой оценке все мировоззренческие модели предполагают наличие неких высших сил, управляющих всем на Земле и в Мире. Разница только в трактовке сути этого управления, в сценариях, терминах, постулатах, организационном оформлении и т.д. Но на этих различиях и строится религиозное противостояние, разъединяющее людей, народы и государства.. Это неопределённое пространство мировоззренческих позиций может и должно быть упорядочено только на основе атеистической идеологии, призывающей к осмысленному восприятию Мира. Слово "атеизм" в последнее время стало чуть ли не ругательным. А зря. Думаю, что это временно (как всё в мире, кроме устремлённости в бесконечность). Ведь из всех существующих религий атеизм - наиболее прогрессивная религия, способствующая объединению и сплочению человечества для решения единых задач выживания на Земле. Люди в масках (так бы я назвал ряженых священнослужителей различных конфессий,одетых каждый по своим канонам), делающие на различных публичных форумах вид единения, взаимопонимания и терпимости - это ширма, за которой скрываются тайные мечты и замыслы о превосходстве одних народов (наций) над другими. Понятно, существуют вековые традиции. Но ведь конкретно эти (религиозные) традиции основаны на противостоянии, а то и открытой вражде различных геополитических формирований   (а потом и народов) друг другу. Так зачем же так активно тащить эти разъединяющие традиции в будущее человечества? Ведь религии - это инструменты борьбы за власть над умами и душами людей. А значит и за реальную власть. И вот ведь какой парадокс (а может быть и подтверждение сказанного). Несмотря на вышеизложенное, я очень положительно отношусь к деятельности нашей русской православной Церкви, способствующей сохранению суверенитета, объединению и укреплению России как Великой Державы (тем более,что термин "Православие" дохристианский и происходит от имени славянского ведического божества "Правь", определяющего законы Мироздания). На современном этапе это для России, безусловно, очень важно и необходимо. Но это только на данном этапе, при современном состоянии нашего общества. Несмотря на своё атеистическое мировоззрение, хотелось бы отметить, что в пространстве религиозных представлений мои предпочтения склоняются в сторону древнего славянского язычества. Мне представляется более естественной и близкой мне по моему мироощущению славяно-арийская ведическая вера ("Славяно-арийские веды", "Книга Велеса"). Поэтому я поддерживаю идеи возрождения культурных традиций древнего славянского язычества (кроме жертвоприношений, среди которых право на существование могло бы иметь только самопожертвование во благо своих родных и близких, во благо своей Родины), так как единственной высшей управляющей силой, единственным Божеством для всех людей на Земле является Природа ( от "Род") и её символические вестники -ипостаси (вестники Солнца, Земли, Воды, Воздуха, Огня и т.д.). В этом перечне обожествления очень значительным является такая ипостась, такое понятие, как "Родина", происходящее от имени славянского Единого Бога "РОД", породившего весь окружающий нас мир и всё сущее. Поэтому понятие "Природа" следует рассматривать не только как локальное земное явление, а как некую объективную вселенско-космическую сущность с энтропией и энергетикой, стремящимися к бесконечности. В этом смысле атеистические и языческие представления сближаются. В традиционных религиях этому понятию соответствует совершенно определённое, субъективное (именно субъективное), не терпящее никаких сомнений понятие "Бог". Причём, в таких консервативных авраамических религиях, как иудаизм, христианство, ислам и всевозможных их модификациях, всё, даже явно противоречащее здравому смыслу и научным истинам, очень строго, беспрекословно предопределено и не подлежит никакому сомнению. Эти религии не дают ориентиров, они только навязывают  их адептам веру в то, что они и только они правы, какие бы цели под их покровом не ставились. Предполагается и приветствуется сон разума и слепая вера догмам. Например, в послании апостола Павла к Коринфянам прямо сказано: «Начало премудрости - страх Господень» (псалом 110, стих 10). Коротко и ясно. Человек, попадающий в такое религиозное пространство, по сути дела вычленяется из разряда мыслящих существ, обладающих своей волей, и попадает в сферу психологического (зомбированного) управления собой извне. И не важно при этом, какие цели преследуются. Происходит порабощение разума человека. Да и души тоже. Одним из подтверждений этого является, например, то, что на пряжках ремней фашистских солдат (да и на других их регалиях) было написано "Got mit uns" (с нами Бог)...  А "Аллах акбар"? Это ведь произносят не только правоверные мусульмане, но и бандиты разных мастей, религиозные экстремисты, зомбированные террористы-смертники, убивающие невинных людей... Мне кажется, что душа человека формируется не религиозными предпосылками, а чем-то иным. Этим иным является и генетический наследственный дар родителей (предков, природы), и родовая память, и дальнейшее воспитание, и развитие на основе познания жизни и мира. Пушкиным или Моцартом стать нельзя, ими нужно родиться. Но без стремления к познанию и совершенствованию нельзя стать и Сольери. А слепо верующие - и негодяй, и праведник (использую обобщённо-условную терминологию) могут молиться одному и тому же богу, будучи духовно абсолютными антиподами. Причём негодяй будет молиться более истово, так как праведнику не в чем каяться, разве что в том, что мало совершил добрых дел. Не хотелось бы думать, что зависимость между чистотой ( праведностью) души и верой в некоего мнимого, мистического всевышнего, который всё простит при покаянии, обратно-пропорциональная. В иудаизме всё определённее, т.к. это религиозное пространство является национальноориентированным именно по определению. По сути дела это не религия, а национальная идея. Потомкам ветхозаветных Адама - Ноя - Сима -...- Якова Израиля предписывается Торой (Библией) овладевать той землёй, на которую они вступят, и насильно устанавливать там свой духовный (и экономический) диктат. Вот такие дела. А в этом им призвано помогать новозаветное христианство, убеждающее не противиться и, если ударили по одной щеке, подставлять другую... Конечно, на Руси, несмотря на насильственное внедрение христианства Владимиром, в реальной жизни эти первоначальные замыслы иноверцев о духовном диктате, пройдя через фильтры и трансформации многовековых исторических потрясений, не воплотились в полном объёме. Неизбежно проросли корни исконной славяно - арийской языческой культуры и веры. Даже в формальном отношении христианство у нас особенное, а именно- православное. Может быть не совсем уместно да и не совсем правильно, но хочется внести каплю юмора в нудное философствование и в качестве аналогии привести известную шутку последнего времени: "У нас какую бы партию ни создавали, всё равно в результате получится КПСС" (можно смеяться)... А если серьёзно, то, как уже отмечено, при современном состоянии российского общества роль Русской православной церкви положительна. КПСС и связанная с ней система «канули в Лету», ориентиры размылись, а «свято место пусто не бывает»... Ещё в христианстве поражает безоговорочное утверждение о физическом воскресении мёртвого человека (его тела), являющееся фундаментальным камнем веры. Ну понятно, что все боятся смерти, никто не хочет умирать и каждый готов на что-то надеяться, надеяться на "спасение". Но нельзя же до такой степени уходить в мистику, в ложь. Ведь играть на страхе болезней и смерти просто безнравственно. А как можно на основе безнравственности призывать к нравственности?.. Поистине свобода от совести. Думать нужно не о каком-то своём мнимом "спасении", а о том, что ты сделаешь в своей жизни для людей, какая память о тебе останется. И тем не менее, христианская религия вот уже более 2000 лет дурачит человечество, низводя его до уровня раскольниковсих "дрожащих тварей", зомбированных и рабски покорных... Если, используя принцип расширения сознания, хотя бы на несколько секунд осознать весь комплекс природных глобальных и космических проблем и угроз, стоящих перед человечеством, то какими ничтожными и недостойными покажутся все религиозные и межнациональные разногласия и конфликты. Напрашивается аналогия: Вместо того, чтобы общими усилиями тушить пожар и спасать горящий дом, соседи ведут полемику о спорной жилплощади и более предпочтительном (с субъективной точки зрения каждого) цвете и рисунке обоев... Конечно, столетия и тысячелетия культивирования различных религиозных идеологий не могли пройти бесследно для культурных, моральных, духовных и нравственных сфер жизни различных народов и государств. Традиции следует помнить и уважать. Поэтому, как культурное наследие, церкви, мечети, храмы, монастыри, обычаи, нравственные заповеди и многое другое, связанное с историей религий, несомненно имеет огромную ценность и должно всячески оберегаться и сохраняться. Но только как культурное наследие, а не как духовная и религиозная идеология. Далее продолжать не буду. Мне кажется, что разумному, мыслящему человеку всё понятно, и человечество всё таки должно и будет руководствоваться в этом мире не какими-то тотальными религиозными догмами, а своим разумом, результатами познания мира, здравым смыслом, доброй волей, направленными на сохранение и последовательное совершенствование жизни на Земле. И каждому воздастся должное по делам его и помыслам как в земной жизни и судьбе, так и в памяти и душах потомков. В заключение хочу отметить, что все затронутые здесь проблемы могут интерпретироваться и совсем иначе. Истина где-то в бесконечном пространстве и времени... Алек Хлебов

Тема статьи: 

Комментарии

Послесловие

В качестве послесловия к своим рассуждениям хочется привести следующее четверостишие: Ничто под Небом и Луной не вечно. Всё лишь затем приходит, чтоб уйти. И лишь стремленье к "Богу" бесконечно, Извечен стимул Истину найти... Конечно же , придуманное древним человеком, недостаточно познавшим Мир, понятие и слово "Бог" здесь взято в кавычки и подразумевает не какую-то персону, не какой-то мифический субъект, а символическое обозначение некой объективной бесконечной вселенско -космической сущности, к познанию которой следует стремиться наделённому разумом человечеству.

Алек Хлебов