После увольнения в запас я приехал на ПМЖ в Волгоград...
Часть 1. РАБОТА "НА ГРАЖДАНКЕ"
После увольнения в запас я приехал в Волгоград. Устроился старшим научным сотрудником в Научно-исследовательский и проектный институт автоматизации систем управления предприятиями (НИПИАСУ) в марте 1980-го года. Мне дали тему, заказанную Москвой. За год мы её выполнили с товарищем. Защитили в Москве, чем принесли в кассу института 100 тысяч рублей. За год мы получили зарплату тысяч 5 руб. Остальные пошли в накладные расходы. Это типичный случай. Наука дорогое удовольствие. Толку от нашей работы наверняка не было, если не считать обогащение нашего личного опыта. Пользы от некоторых других тем было не больше. В институте осваивалась американская система управления, украденная в Болгарии. Она оказалась не работоспособной. Нам подсунули тупиковый вариант. Над системой работал ещё один подмосковный институт. Только перевод описания системы на русский язык нескольких десятков книг стоил большого труда. Это была научно-экономическая диверсия США. Бесполезные научные труды не редкость.
Я понял, что толку от моей работы в институте не будет. Предприятие, как объект управления, от ракеты сильно отличается, а я его не знал, поэтому уволился из института и устроился на завод «Аврора» ведущим инженером группы организации управления качеством (ГОУК).
Через несколько месяцев моей работы на заводе повалил брак. Все инженеры «встали на уши». Дежурили круглосуточно, но причины не находили. А брак сам стал снижаться и через пару недель вошёл в норму. Технологи сказали: «Погода изменилась». Оказывается, такие авралы на заводе случались часто, и все видели причину в погоде. Я воспрянул духом. Моя диссертация была посвящена поиску причин отказов систем. В ней использовался эффективный математический аппарат. Я им покажу, что такое кандидат наук! Ведь завод это не поле. В помещении можно установить любую погоду. Увы, высшая математика не понадобилась. Причина лежала на поверхности. Работники лишались премии только тогда, когда брак превышал допустимый. Допустимый процент брака был завышен. Рабочие откладывали «лишние» годные изделия про запас в загашник. Когда брак превышал допустимый, они добавляли годные детали до «нормы». В результате показного благополучия технологическая дисциплина падала. Брак рос. Аврал объявлялся лишь тогда, когда загашники пустели.
Запаздывание реакции системы на возмущения является наиболее частой причиной больших ошибок управления, и даже потери устойчивости системы. Я предложил платить премию пропорционально снижению брака, то есть уменьшать её бракоделам, не дожидаясь превышения допуска. Из-за наличия загашников статистика не отражает реальность. Но липовую статистку подписывают ответственные лица, и эти документы являются основанием выплаты огромных премиальных сумм. Порядок и формы документов установлены министром. Моё предложение никто даже не обсуждал, но результат был! Авралы прекратились! Загашники не исчезли, но поиск причин повышения брака стал начинаться до их опустения. Время реакции системы управления качеством сократилось в несколько раз. Наверно это дало экономический эффект, но его никто не считал. Из-за трудностей оценки умственного труда за бесполезные книги платят миллионы, а несколько фраз, принёсшие огромный экономический эффект, остаются незамеченными.
Причина частых революционных катаклизмов в России тоже кроется в запаздывании адекватной реакции системы управления на изменения в обществе. Большие просторы и суровый климат удорожают дороги и другие средства связи. Сигналы беды запаздывают.
Большим тормозом прогресса было ограничение зарплаты и премии. Бракоделы не наказывались рублём. Жалко их было. От этой жалости никто не проигрывал, кроме государства, потому что все получали максимум допустимого. Но до отмены потолка получки надо было перекрыть все лазейки для нетрудовых доходов начальства. Ведь прогресс требует большого напряжения сил. Но право собственности не прибавляет ума. А, уменьшив и задержав зарплату рабочим, можно получить миллионы, "не прикладая рук". Чубайс считает, что приватизация даст свои плоды. На самом деле никакого прогресса не будет, пока не будут перекрыты все лазейки нетрудовых доходов и от приватизации останется только одно название, пока собственник не станет ответственным лицом.
К сожалению, идолопоклонство перед собственностью сохраняется на самом высоком уровне, потому что философы не уделяли этой системообразующей категории должного внимания. Недавно президент заявил, что государство гарантирует собственность. Нигде в развитых странах собственность не гарантируется! В США 100 лет назад половину населения составляли фермеры, собственники земли. Ныне их менее 5%. Государство не смогло уберечь им собственность? Нет! Оно просто никогда не имело такой цели. Государство гарантирует оплату труда! И если средства производства не приносят пользу государству, собственник их лишается. А если фермер не получит урожая из-за плохой погоды, государство убытки компенсирует, то есть затраченный труд оплачивает.
К концу перестройки заводу «Аврора» отменили оборонный заказ. Стали увольнять работников. Уволился и я. Устроился на завод «Эталон», который тоже дышал на ладан. За самую маленькую зарплату я нанялся исполнять 4 должности. Одна из них – инженер по технике безопасности. Меня вызвали в облсовпроф на три дня для повышения квалификации. На курсах я узнал, что в США уровень травматизма в 2 раза ниже, чем в России. Я задумался: почему? Законы существенно не отличаются. Там и тут виновные предприятия платят потерпевшим компенсацию, то есть одинаково заинтересованы в снижении травматизма. Но в России при гибели человека горюют, сбрасываются на венок и забывают. Хотя предприятие платит иждивенцам, потерявшим кормильца, из своей прибыли, но работники об этом даже не знают.
А потери прибыли не малые. Несколько месяцев назад в наших СМИ прошла информация о том, что в Европе прошло собрание специалистов по технике безопасности в строительстве. Потери от несчастных случаев в этой отрасли составляют 30 миллиардов евро в год. Это треть бюджета России. В США с лёгкой руки Форда ежегодно премируют работников акциями, делая их совладельцами. Акций у рядовых работников мало, но они имеют право присутствовать на собраниях акционеров. Сами люди не в состоянии понять и почувствовать свои потери от своих собственных ошибок. Слишком длинна причинно-следственная цепочка. Расчёты и разъяснительная работа сложны и трудоёмки, но экономия на них ведёт к потере жизни и здоровья людей.
Беда России в отсутствии понимания необходимости затрат огромного труда на разработку этой тонкой сложной системы материальной заинтересованности и доведения до рядовых работников результатов расчётов. Мои предложения по совершенствованию системы оплаты труда не восприняли всерьёз не только из-за бюрократических препон, но и из-за отсутствия желания вследствие непонимания. Идея отмирания денег родилась на Западе. Но там она не прижилась, потому что там уже была развита специализация. Обмен результатами труда требовал денег, как меры эквивалентности. Крестьяне в России ещё после войны обходились бартером. Печники, валенщики, пастухи и другие кустари брали плату натурой: картошкой, молоком.
Почему люди так возмутились, когда отменили льготы на проезд? А потому что карманные деньги ощущаются остро. Такого возмущения не было, когда инфляция съела сбережения в сбербанке, а это 700 млрд тогдашних рублей. Двадцать триллионов по совремённому курсу. Американскому работнику, акционеру своего предприятия, ежегодно говорят, что из его кармана вынуто по 10 долларов на каждого из искалеченных за десятки лет работников. Он не пройдёт мимо нарушителя техники безопасности. Что случится – корми его, или его иждивенцев, всю оставшуюся жизнь!
(Продолжение следует)
Продолжение по этой ссылке.