Уважаемые ветераны полигона, имея в виду, что 2013 год является годом 100-летия со дня рождения Степана Дмитриевича Дорохова, предлагаем настоящими воспоминаниями Зосима Васильевича открыть публикацию материалов о первом начальнике нашего полигона под рубрикой "Мой Генерал".
Мой Генерал
«Мой Генерал» - это генерал-лейтенант артиллерии Дорохов Степан Дмитриевич - первый начальник Государственного научно-исследовательского испытательного полигона №10 МО СССР. Полигон расположен вблизи озера Балхаш, в необъятной пустыне Бетпак-Дала. Полигон ещё называется Сары-Шаганским по названию посёлка и ж/д станции Сары-Шаган. Вблизи станции, на расстоянии примерно 15 км, построили город Приозёрск, где располагались штаб и управление полигоном (в/ч 03080), командиром которой был «Мой Генерал». В честь его названы: улица и средняя школа в городе Приозёрске.
Как знак отличия от других генералов, с которыми мне пришлось встречаться по службе, и большого моего уважения к С.Д. Дорохову я его и называю с большой буквы - «Мой Генерал». Он действительно воспринимался, как образец для подражания и уважения к военачальнику, отцу всех подчинённых. Воспринимался, как заботливый, рачительный военачальник, откликающийся и принимающий немедленные меры по запросам и нуждам строительства и быта на объектах и в строящемся городе. Он не был военным сатрапом, но был требовательным к подчинённым при выполнении воинских приказов и Уставных положений, соблюдении воинского порядка в частях и подразделениях.
По внешнему виду: ростом был чуть выше среднего, казался стройным, голову держал прямо, с развёрнутой грудью и прямым позвоночником. Как и все настоящие военные люди. Отличался опрятностью и чистотой формы одежды. Ходил ровным быстрым шагом. Коттедж Генерала располагался на берегу озера Балхаш, на расстоянии 1 км от здания штаба в/ч 03080, на полуострове (пл.4в). В зимнее время после проведения физической зарядки он купался в проруби. По состоянию здоровья среди нас, офицеров, он выглядел весьма здоровым.
Короткая стрижка волос с большой проседью, цвет волос больше похож на шатена. Глаза по цвету мне казались серо-зелёными. Кожа на лице была с заметной сеточкой кровеносных сосудов. При встречах его взгляд казался строгим и внимательным. Казалось, что он всё видит, знает и понимает. Его, казалось бы, оценивающий взгляд при встречах, ничуть собеседника не пугал и не стеснял.
Встречались мы с ним почти ежедневно в коридорах Управления или на совещаниях, или при моих докладах по служебным вопросам. При случайных встречах мне не задавались неожиданные вопросы, чем я занимаюсь и почему я оказался в данный момент в этом месте, как практиковали многие начальники. Приостановившись, он всегда здоровался с пожатием руки.
Мне казалось, что он меня понимал с полуслова и с полувзгляда. Знал, что мне поручено большое и ответственное дело. Я не мог подвести «Моего Генерала». А дела мои действительно были ответственные - это, в первую очередь, приёмка строительно-монтажных работ на Центральной подстанции, на строительстве ЛЭП-110 кВ, а также работа по приёмке в постоянную эксплуатацию электрических сетей города и прилегающих к городу электросетей и их потребителей.
«Мой Генерал» вставал рано утром, раньше других ответственных подчинённых, занимающихся жизнеобеспечением и строительством городских объектов. Успевал раньше других лиц побывать на объектах города и выяснить настоящее положение дел на строительстве. Как выполняются его приказы и требования на строительстве. На ежедневных планёрках и совещаниях его не возможно было обмануть или увести от истинного состояния дел на объектах города и полигона. На совещаниях я не слышал от него мата и грубых, оскорбительных выражений в адрес провинившихся подчинённых. Генерал проявлял постоянную отеческую заботу об улучшении бытовых условий личного состава частей полигона, проживания офицеров и их семей.
Не знаю и не помню, кого и за что он наказывал. Было же много несчастных случаев и происшествий на полигоне, некоторые заканчивались гибелью людей. Обычно после расследований, свое решение и выводы предлагалось сделать руководству политотдела. Критические выступления со стороны Генерала были обычно на подведении итогов за прошедший период. У меня и у моих подчинённых, как правило, грубых нарушений воинской дисциплины и правопорядка не было.
В служебном порядке мне нередко приходилось расследовать причины нарушений технической эксплуатации, пожарной безопасности, например, в Военторге, на базах строительных материалов, случаев нарушения законов и правил эксплуатации электроустановок различных потребителей. Окончательные решения и выводы здесь, как обычно, принимались совместно Генералом и политотделом.
Я, как Главный энергетик полигона и Приозёрска, имел почти неограниченные права по контролю технического состояния и безопасти эксплуатации электроустановок потребителей и средств электроснабжения города и объектов. Проводилась большая работа в отделе по организации и проведению технической и специальной подготовки офицеров-энергетиков и младших специалистов. Первоначально была организована школа по подготовке младших специалистов в г. Майли–Сае (Джалал-Абад, 13) на базе расформированной части. Начальником школы был назначен подполковник Сапожников. Этот вариант подготовки младших специалистов был явно неудачным из-за удалённости школы и отсутствия соответствующей материальной базы. Пытались оборудовать классы для обучения прямо в здании Управления в/ч 03080. Окончательно было принято решение готовить младших специалистов прямо на рабочих местах, на объектах в частях. К тому времени уже сложились коллективы специалистов-энергетиков из офицеров на площадках полигона. Офицеры готовились самостоятельно по установленным программам отдела Главного энергетика. Были введены проверки подготовки офицеров дважды в году, с принятием зачётов и выдачей соответствующих подтверждающих удостоверений. «Мой Генерал» одобрил построенный и оборудованный мной класс по подготовке электро-специалистов, лично не гнушался зайти и поприсутствовать на занятиях.
Так как я не "прошёл" медкомиссию для учёбы в академии, Генерал Дорохов С.Д. ходатайствовал перед Главным штабом войск ПВО страны о разрешении мне учиться в Московском Политехническом институте на отделении "Электрические станции, сети и системы". Институт я успешно закончил в 1964 году по специальности "Электрические сети и системы". После окончания 3-х годичного Университета Марксизма-Ленинизма успешно сдал кандидатский минимум по философии в Госкомиссии при Казахском Государственном Университете.
Осенью 1957 года по распоряжению Генерала Дорохова С.Д. я сопровождал комиссию от ЦК КПСС во главе с будущим Министром Обороны Устиновым Д.Ф. по проверке состояния монтажно-строительных работ и готовности к эксплуатации Центральной высоковольтной подстанции полигона напряжением 110/35/10 кВ и ЛЭП-110 кВ, идущей от ТЭЦ города Балхаш. Мой доклад и компетентность в вопросах состояния монтажно-строительных работ были отмечены Устиновым Д.Ф.
Для контроля эксплуатации электроустановок на площадках полигона с разрешения генерала Дорохова С.Д. в распоряжение квалификационной комиссии ОГЭ выделялся легковой автомобиль ГАЗ-69. Проверки проходили с последовательным объездом дальних площадок: 2, 16, 17, 18, 3, 35 и 6. Результаты проверок оформлялись актами и докладывались по команде. Со мной в проверках чаще других участвовали офицеры отдела Титов В. и Юрчик В.
Ежегодно 22 декабря ОГЭ организовывал праздничный вечер в честь Дня энергетика. Число участников вечера достигало 160 человек. Вечер проводился в здании столовой на 4п площадке, в городе. Зачитывался поощрительный приказ, организовывалось застолье и танцы. У микрофона выступали желающие, представлялись номера художественной самодеятельности. Дежурили специально назначенные ответственные офицеры для принятия мер в особых случаях. Были выделены две автомашины ГАЗ-69 для доставки в случае необходимости участников праздника по домам.
Балхашским электросетям полигоном была оказана помощь в борьбе с возникающим обледенением проводов на ЛЭП-110 кВ. Для этого на ТЭЦ г. Балхаш установили турбогенератор мощностью 25 МВт для плавки обледенения электротоком по методу Башкирских электрических сетей.
По решению генерала Дорохова С.Д. мной было подготовлено письмо и направлено за подписью начальника Политотдела в/ч 03080 в адрес Начальника 4-го ГУМО с просьбой разрешить населению города Приозёрска оплату за кВт-час в размере 2-х копеек вместо 4-х копеек. Предварительно этот вопрос был согласован мной с энергосбытом, предприятиями Караганда - Энерго и Балхаш - Энерго.
К генералу Дорохову С.Д., как к депутату Карагандинской области, обратился председатель рыболовецкого колхоза из поселка Гюльшат об оказании помощи по электрификации посёлка. Меня со взводом солдат - электроспециалистов командировали в посёлок. Мы произвели монтаж и наладку 2-х дизельных генераторных установок и построили воздушную ЛЭП 380/220В ко всем домам и казахским кибиткам. В домах установили счётчики учёта электроэнергии. Я заметил, что многие дети в посёлке кашляли с кровью. Очень их было жалко. В школе-десятилетке посёлка для нас был устроен концерт художественной самодеятельности. В школе прошла торжественная "линейка" учащихся. В строю стояли школьники: все в пионерских галстуках и опрятно одетые, в белых рубашках и в чёрных брюках и юбках. Я был приглашён на обед к председателю колхоза. Все приглашённые казахи сидели на полу. Женщин на обеде не было по местным законам. Присутствовала только дочь председателя колхоза, студентка Пединститута. Нас с ней посадили на низенькие стульчики. Девушка удивительной красоты. Мать - русская, отец - казах. Волосы чёрные, глаза матовые, кожа цвета слоновой кости. Жаль, что я уже был женат.
По моему ходатайству и предложениям были выделены средства на строительство ремонтной базы полигона на 4-ой площадке. По моим проектам при ЦРП-2 построили здание, где разместили диспетчерский пункт для дежурной смены электроспециалистов во главе с начальником смены в звании капитана. Тут же находились 2 штатных взвода по эксплуатации электросетей во главе с командирами Вожеговым и Пантюхиным. Один взвод занимался высоковольтными сетями, другой - сетями до 1000В. В здании смонтировали лабораторию по проверке и испытаниям трансформаторного масла, цех по ремонту трансформаторов. В здании были размещены классы для обучения и комната для самостоятельной подготовки офицеров. Территорию огородили забором, где стояла передвижная кабельная лаборатория. Опять же по моему предложению при ЦРП-1 построили здание с помещением для размещения мастерских по ремонту электрооборудования и оборудования спецтоков. Там же поместили тёплый бокс для 2-х автомашин - дежурных по городу, а также складские помещения и обмоточный цех. Первым начальником мастерских был назначен майор Мухимханов. Офицером по ремонту кабельных ЛЭП был младший лейтенант Турчин. В группе по эксплуатации сетей и подстанций было 12 офицеров и 4 гражданских техника. Офицеры: Волков В.Ф., Промзелёв Н.И., Игнатов, Царьков В. и др.
Моей семье лично генерал Дорохов С.Д. осенью 1957 г. выделил комнату в общежитии для младших офицеров, правда, после обращения к нему моей жены с 2-х годовалым ребёнком. Конечно же, я в то время с такой просьбой к генералу обратиться не мог.
По команде Дорохова С.Д. мне пришлось участвовать в ремонте электрической проводки в коттедже Г.В. Кисунько. Коттедж питался от воздушной ЛЭП-380В, которая находилась в ведении строителей. Зимой 1957-1958 годов стояли сильные морозы, в коттедже было холодно. Пришлось восстанавливать нарушенную электропроводку и увеличивать мощность искусственных нестандартных отопителей. Жена Генерального конструктора угостила меня горячим чаем.
Вот, пожалуй, и все, что сохранила моя память о замечательном человеке «Моём Генерале» Степане Дмитриевиче Дорохове.
Вечная память людям, отдавшим свою душу, сердце и жизнь созданию новых видов оружия для ЗАЩИТЫ нашего Отечества!
26.01.2013 года в день своего рождения
и в год 100-летия со дня рождения С.Д. Дорохова.
НИКОЛАИЧЕВ Зосим Васильевич
МОЙ ПРИОЗЕРСК
Хотелось бы вспомнить интересные моменты из моей практической деятельности при эксплуатации электроустановок на полигоне в городе Приозерске. Мне довольно часто приходилось самостоятельно решать вопросы эксплуатации электрических сетей, исходя из стоящих задач, впервые, не имея практических примеров.
Так, например, возникла необходимость перенести участок кабеля длиной приблизительно 50м, находящийся во 2-ом квартале города в зимних условиях. Кабель был сечением 50 мм2 с рабочим напряжением 10 кВ, он соединял две трансформаторные подстанции 10/0,4 кВ. В жилом квартале шло напряжённое строительство и поэтому длительного отключения кабеля производить было нельзя, из-за имеющихся многочисленных бытовых и др. потребителей. Стояли сильные морозы, из-за возможного нарушения изоляции кабеля во время морозов, переносить кабель было нельзя. Я решил произвести эксперимент: разогреть кабель электрическим током, а затем с помощью личного состава поднять его и перенести во вновь вырытую другую траншею.
Для разогрева кабеля пришлось изобрести устройство, состоящее из 3-х пластин, размером 30х30 см каждая, пластины разместить на конце изолированной штанги длиной до 3-х метров. Получилось устройство в виде 3-х фазного конденсатора. К каждой пластине было подведено напряжение от трансформатора мощностью 180 кВт. В подогнанную водовозку на 2 м3 воды (вода для лучшей проводимости тока была посолена) медленно и осторожно опущено было устройство из пластин. Таким образом, получился настоящий 3-х фазный кипятильник. Трансформатор замыкался через воду практически накоротко. Ток до 300А разогрел кабель, который благополучно был перемещён и уложен в новую траншею.
Конечно, было много переживаний при выполнении этого эксперимента. Стояли вопросы организации работ со строгим соблюдением ПТБ и пожарной безопасности, а также исключения возможного материального ущерба оборудованию. На морозе при кипении воды поднялся столб пара над домами и между домов. Приезжала, конечно, пожарная машина по звонкам обеспокоенных жителей. Но, таким образом, был решён вопрос о надёжном электроснабжении потребителей с минимальными потерями во времени.
Очень интересный практический вопрос стоял по обеспечению водой города при аварийном отключении электроэнергии или при проведении ремонтных работ на трансформаторных подстанциях насосных. Для запуска электродвигателей насосов необходимо было иметь мощности дизель - генераторов не менее 400 кВт. Имеющиеся штатные дизель – генераторы в бригаде ЗРК Войск ПВО, стоящих на охране воздушных рубежей, были мощностью по 200 кВт или 2х100 кВт в кабинах. Необходимо было их подключить к распределительным устройствам в насосных, сфазировать, и ввести в синхронизм для параллельной работы. Это было очень ответственно и трудоёмко, а также надо было иметь квалифицированных специалистов электриков и дизелистов.
Кроме того, все дизельные электростанции входили в состав боевых ракетных комплексов. Поэтому первоначально надо было добиться снять их с боевого дежурства и направить в моё распоряжение. В таких случаях командование шло полигону навстречу. К таким работам необходима была тщательная и кропотливая подготовка, а также вера в то, что всё будет выполнено без происшествий и в срок.
Когда мне предложили возглавить 3-ий отдел (службы главного энергетика) на 38-ой площадке в 1961-1962 г.г. во время проведения испытаний ядерного оружия, я убыл без особого желания.
Были причины личного порядка: учеба в институте, отрыв от выстраданного любимого дела, от масштабности и самостоятельности в работе. Во время моей работы в городе я считал недопустимым иметь неисправные кабельные линии. Принимались срочные меры по их восстановлению. Число неисправных линий доходило до 4-х в редких случаях.
В эксплуатацию сетей города после меня пришли люди другого склада и характера. У меня дела города принял капитан Процук Б.И., бывший энергетик 2-ой площадки. Через 2 года эксплуатации число неисправных кабельных линий в городе достигло 40 единиц. Когда я вернулся в ОГЭ полигона, то был шокирован таким количеством неисправных линий. Весь запас оборудования для ремонта был израсходован. Трудно было поверить. Во всём видна была отчуждённость к порученному делу со стороны офицеров и личного состава специалистов.
Вспоминается празднование 10-летия полигона в 1965 году. На 38 площадке, на берегу озера, построили кафе «АИСТ» на 400 мест. Форма крыши его напоминала голову и крылья летящей птицы. Днём в кафе побывали командующий ТуркВО генерал армии ЛУЧИНСКИЙ и Начальник ГлавПУ ВС СССР генерал армии ЕПИШЕВ. Я находился на территории кафе и со взводом электриков во главе с командиром взвода Вожеговым П. обеспечивал электроснабжение праздничных мероприятий. Около столбовой подстанции с трансформатором 10/0,4 кВ мощностью 20 кВА была установлена передвижная дизельная электростанция в качестве резервной. На территории 38 площадки к началу открытия праздника находилось несколько сот легковых автомобилей приглашённых. Столы накрывали и обслуживали специальные официанты из Москвы. Кафе гудело всю ночь, было прохладно около воды. Запомнился полковник Шаракшанэ А.С., лихо крутящий коленями при исполнении твиста. Твист в то время не пользовался репутацией, как танец. Для меня праздник прошёл удачно, задача была выполнена, без происшествий.
Столбовая подстанция с трансформатором 20 кВА была построена на 38 площадке только для питания жилого городка, в отрыве от технологии. Она питалась по ЛЭП-10 кВ от ТП-35/10 кВ для системы «Алдан». При ударе молнии сгорел трансформатор, а предохранители со стороны 10 кВ не перегорели, трансформатор не защитили от полученного КЗ на трансформаторе. Когда я просчитал линию на токи КЗ, то получилось, что ток КЗ при такой длине линий и удалённости от ТЭЦ меньше тока уставок предохранителей. После этого я стал готовить материалы для диссертации по надёжности электроснабжения объектов полигона. Но моей мечте не удалось сбыться в силу ряда обстоятельств, в том числе обстоятельствам, связанных с переводом по службе в Подмосковье.
НИКОЛАИЧЕВ З.В.
Ветеран полигона, подполковник
20 февраля 2013 года
Комментарии
Наш Генерал !
Степан Дмитриевич Дорохов был прекрасным воспитателем. Особенно он внимательно, по отцовски, относился к рядовому и сержантскому составу. Постоянно жил заботами и проблемами школьников, а особенно детских садов. Он был всеобщим любимцем. Ещё в начале 60-х годов, когда не хватало жилья, когда самой главной задачей было строительство и обустройство площадок на полигоне, по личной инициативе Степана Дмитриевича на Полуостров было завезено огромное количество речного песка, поставлено много "грибков" и детских песочниц. За очень короткое время был создан и обустроен "Пионерский пляж" на берегу Балхаша. Построено очень хорошее здание для пионерского лагеря. Когда мы, молодые лейтенанты, приехали ночным поездом на станцию Сары-Шаган, в начале сентября 1969 года, добравшись до Полуострова, увидев комфортабельный деревянный особняк, зашли в него и в одной из больших комнат увидели горы матрасов, одеял и подушек. Быстренько сообразили и хорошо устроились на ночлег, расположившись прямо на чистом полу. А утром, рейсовым автобусом, отправились в штаб в/ч 03080. Отдавая заслуженную дань, в виде большой благодарности, глубокоуважаемому "Нашему Генералу" Степану Дмитриевичу Дорохову и пользуясь случаем, я прошу Ветерана полигона ПРО, бывшего начальника терапевтического отделения военного госпиталя в 1966 году, доктора медицинских наук, многоуважаемого Гусарова Дмитрия Всеволдовича рассказать нам всем, а самое главное ответить на вопрос: "Почему здоровые, крепкие, не курящие, противники "зелёного змея", люди обладающие хорошо развитой иммуной системой, закалённые и любящие спорт, покидают нас неожиданно в 52 года? Вопрос данный считаю очень важным и заслуживающим всеобщего внимания и рассмотрения. С уважением, Владимир.