...Человек идет по степи - нет конца у дороги...
Позвольте предвосхитить Ваше предстоящее удовольствие от прочтения (прослушивания) приведенного ниже стихотворения Евгения Владимировича ЖАДЕЙКО (песни с тем же названием в его исполнении и под его же аккомпанемент) небольшим эскурсом в историю его создания, почерпнутым из книги А.Ф.Кулакова "Балхашский полигон":
"Полковник в отставке, кандидат технических наук Евгений Владимирович ЖАДЕЙКО после окончания КВИРТУ ПВО и получения своего первого офицерского звания «лейтенант-инженер» в 1958 году был направлен на 1-ю площадку полигона. Три самых трудных года проработал на этой весьма отдаленной от озера Балхаш и поселка Коктас (позднее переименован в город Приозерск) площадке, достигнув высокого профессионального уровня, благодаря которому был переведен на 40-ю площадку в Управление испытаний и анализа систем ПРО. При этом Евгений Владимирович оставил на полигоне о себе память не только как о талантливом инженере, но и как о большом компанейском затейнике и юмористе. Его песня «Русский караван» (Дюк в Бетпак-Дале) многими воспринималась в то время и ныне воспринимается как некий своеобразный гимн тем суровым годам, проведенным на полигоне. Вчитайтесь и постарайтесь вникнуть в суть слов первых двух куплетов – неспроста именно с них Евгений Владимирович начинает свои воспоминания:
«В 1958 году почти пятая часть выпускников КВИРТУ компактно перебралась на три часовых пояса восточнее альма-матер. Сары-Шаган – звучит тревожно… В памяти начинают звенеть строки персидских мотивов Сергея Есенина «Шагане ты моя, Шагане, потому что я с Севера что ли?...». Последний раз нас собрали вместе на 14-й площадке на берегу Балхаша, и мы, молодые, обалдевшие от резкой смены окружающей среды, ждали распределения. Юра Колябин повесил двустволку на парадный ремень и предвкушал охоту, когда нас всех «разберут на части» (распределят по войсковым частям полигона) и мы перестанем ему мешать.
Все хорохорились, бодрились, но хотели понять свое место в предстоящей работе и службе. Кто-то из наших соорудил на берегу Балхаша из камней могильный холмик и водрузил на него сбитый из досок крест – подобие топографического знака нашей общины.
Нас, десять человек из КВИРТУ, комиссия «распределила» на площадку № 1. Радиолокатор точного наведения. Что же еще надо – прямо по нашей специальности: «инженер по радиолокации»!
Выходи строиться! Стоят двенадцать бензовозов, заполненных горючкой, - колонна на первую площадку. Места в кабинах рядом с водителем - для господ лейтенантов. Прощай, Балхаш, с обледеневшим берегом, вмерзшими в лед сучьями хилых кустарников и блеклой желто-зеленой травой.
Сколько до «первой»? 130-140 км, если не собьемся с пути. Пара новых машин тропит дорогу – это особенно важно на сопках и холмах, остальные машины по накатанному следу с трудом одолевают очередное препятствие. Снег толщиной 10-15 см., солнце светит, но не греет – за дверью кабины ниже минус 10 градусов по Цельсию.
Романтика! Первое путешествие по Азии: вот уже два часа едем, сделали пару остановок, во время которых водители собирались кучкой и проводили «симпозиум» на тему «Куда ехать дальше?». Очередная гора впечатляет: она заметно выше других. Первый бензовоз из новых, кряхтя, забирается на вершину, и его водитель машет рукой – мол, можно ехать! Я в кабине второй уже не новой машины. Мы с трудом взбираемся, почти, до самой вершины, но… двигатель неожиданно глохнет! Водитель в панике кричит: «Товарищ лейтенант, сейчас покатимся вниз задом, открывайте дверь и прыгайте!». Открыл дверь, но решил, что «катапультировать» будем только вместе. Оставшиеся внизу водители опасность ситуации оценили быстро – бензовозы стали «разбегаться» в разные стороны по склону холма, как тараканы. Мы катимся на них с заполненной под завязку цистерной с солидным тротиловым эквивалентом! А, так все хорошо начиналось: было солнечно и морозно, кругом бескрайняя белизна, необычная красота, тишина и безмятежность… Водитель давит на клаксон, лавируя между бензовозами – ну... , кажется, пронесло, никого не задели! На память приходят откуда-то взявшиеся строки из «Земли Санникова»: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь!» Стало понятно, что судьба на этот раз мне благоволит – в ее планы не входила моя гибель на взлете (виноват, на съезде с горы).
К вечеру мы потеряли дорогу окончательно. Кто-то предложил заехать на сопку повыше, забраться на кабину бензовоза и попробовать в сумерках разглядеть где-нибудь слабые огни юстировочной вышки или какого-нибудь другого сооружения. Так и сделали – минут через сорок въехали на площадку № 1…».
Или другой фрагмент из его воспоминаний:
«Бетпак-Дала – голодная степь… Безлюдье. Когда станция РТН не мотает антенной, висит глубокая, как говорят, звенящая тишина. Особенно если отойти от поселка. Все располагало к созерцанию и размышлении… Что было здесь до нас, кто жил здесь, как жил? Кто за кем охотился, с кем сражался, от кого защищался? …
Осенью 1959 года я, 22-летний лейтенант-инженер, отслужив только первый год, сидел на табурете у домика и… терял последние силы – болезнь была странной, необычной: сильно опухала шея, в голове начинались тупые боли, а местный эскулап, хоть и окончил медицинскую академию, пожимал плечами и с усмешкой, за которой проглядывала растерянность, говорил: «Наверное, съел чего-нибудь!».
Много мыслей и дум приходило в этом состоянии. Солнце слегка согревало шинель. Было тихо и торжественно. Я мысленно проигрывал походы конницы Тамерлана, свист кривых сабель и топот резвых коней. Неожиданно мысль перескакивала на первопроходцев уже нашего времени: геологов, искавших воду и подземные кладовые, беглых каторжников, уходивших от преследования царской охранки, путешественников, тех же наших братьев – служивых… Тут же высеклась первая строка: «Человек идет по степи, нет конца у дороги…», причем сразу с однозначной, сильной мелодией.
Дальше больше: «Ветер мешает идти, до жилья дотянуть немного… Вьюгою мечет планета, нет деревень здесь и рек. Стонет протяжно ветер, шагай вперед, Человек!».
Всякий, кто жил и работал в этой забытой Богом степи, вызывал у меня сочувствие, приязнь и дружелюбие. Позже я узнал, что по соседству, в ауле Как-Терек, в начале 50-х находился на «вечном ссыльнопоселении» и Александр Исаевич Солженицын…».
К слову, и на этот раз Всевышнему было угодно сохранить Евгению Владимировичу жизнь: прооперировавший его в экстренном порядке прямо в медпункте на площадке хирург из гарнизонного госпиталя (кстати, они до сей поры питают друг к другу теплые чувства и поддерживают регулярные контакты) заявил: «…Через три дня мог бы уже и не спасти!». Вот так.
Евгений Владимирович со своим спасителем Юрием Петровичем Сивоклоковым на собственном юбилее
Чувствуете, уважаемый читатель или слушатель, откуда взят сюжет и как сложилось настроение песни «Русский караван»? Теперь Вы готовы к адекватному восприятию этого необычного и талантливого произведения Евгения Владимировича. Успехов Вам (прослушать можно по адресу, указанному в конце стихотворения)!
РУССКИЙ КАРАВАН
(Дюк Эллингтон и Бет-Пак-Дала)
Голодная степь
Человек идет по степи -
Нет конца у дороги.
Ветер мешает идти,
До жилья дотянуть немного.
Вьюгою мечет планета,
Нет деревень здесь и рек.
Стонет протяжно ветер -
Шагай вперед, Человек...
Где-то, в уснувших домах,
Женское сердце в тревоге.
Губы шепчут во тьме:
«Сильный мой, жду на пороге»...
Волю б твою не сломали
Зной или бури набег.
Там, где верблюды вставали,
Шагал вперед Человек...
Порою устал и убит
Судьбой иль бездарным походом
И пульс мой безжизненно спит,
А взгляд равнодушен к невзгодам,
Но вдруг, в необъятной вселенной
Вплывает ко мне «Караван» -
Мираж небывалых видений,
Мелодий восточных стран...
Уставшую душу, как бриз,
Свежит волшебство Эллингтона
И сказочный ритм-каприз
В восторге труб и тромбонов.
И Дюк мне кивает небрежно,
И сердце, очнувшись, стучит,
И теплая женская нежность,
Как главная тема звучит…
Человек идет по степи -
Нет конца у дороги.
Ветер мешает идти,
До жилья дотянуть немного.
Светлые чистые лица
В бережной памяти глаз,
С Вами я будто в столице
И раны мне лечит... джаз.
Е.Жадейко
Здесь можно прослушать песню http://my.mail.ru/music/songs/da7ae4f4b107be25cb64017c0475044f